ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

Главная страница » Научные публикации

Энциклопедия
«Сталинградская битва. 1942-1943 гг.»

В 2016 году вышло 6-е издание энциклопедии «Сталинградская битва» исправленное и дополненное

Энциклопедия
«Сталинградская битва. 1942-1943 гг.»

Перевод энциклопедии «Сталинградская битва» на английский язык.

В 2016 ГОДУ ПОДГОТОВЛЕНЫ К ИЗДАНИЮ

Астраханский городской комитет обороны. 1941-1943 гг.

Центром по изучению истории Сталинградской битвы подготовлен сборник документов «Астраханский городской Комитет обороны». Ранее полный комплекс постановлений данного органа не издавался.

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР № 830-сс от 22 октября 1941 г. в целях «сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в городах и прилегающих районах» на территории Советского Союза создавалось 46 городских Комитетов Обороны. Сталинградская область, располагавшаяся в нижнем течении Волги, имела особое стратегическое значение, в виду чего на её территории были созданы три городских Комитета Обороны: в Сталинграде, Астрахани и Камышине .

Находясь на стыке водных и железнодорожных путей, являясь воротами на Кавказ и в Среднюю Азию, Астрахань в период войны имело большое стратегическое значение. По объему перевозок Астраханский порт не уступал крупнейшим портам Советского Союза. Здесь проходила перегрузка хлеба, хлопка, перекачка нефти и других важных грузов с морских судов, идущих с Каспия, на речные, направляющиеся вверх по Волге вглубь страны.

Исключительно важной задачей, стоящей перед астраханцами, было размещение и налаживание работы ряда заводов, эвакуированных с Украины, Белоруссии и Крыма. Необходимо было разместить эвакуированное население, обеспечить его жильем, питанием и работой. С этими задачами астраханцы успешно справились.

23 октября 1941 г. на совместном заседании Астраханского окружкома ВКП(б) и окрисполкома был образован Астраханский городской Комитет Обороны (АГКО). В соответствии с организационной структурой городских комитетов обороны, ГорКО возглавил первый секретарь окружкома ВКП(б) В. А. Голышев, его заместителем сбыл назначен председатель окрисполкома К. Е. Клишин. Также в состав АГКО вошли начальник организационного отдела НКВД Астраханского округа В. А. Лукьянов и утверждённый комендантом города Астрахани М. Т. Корначев.

В ведение АГКО входили все районы Астраханского округа, это восемь районов: Владимировский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Наримановский и Харабалинский. Чрезвычайный орган управления издавал постановления, в которых, как правило, указывалось, с какой целью принимается решение, точные сроки исполнения, ответственные лица и порядок доклада о ходе работы. Действовал Астраханский ГорКО до декабря 1943 г., прекратив свою деятельность в связи с отменой военного положения в городе. За время своей работы, АГКО издал 366 постановлений, из которых 358 постановлений имеют собственные порядковые номера и восемь документов были приняты под номерами с литерой «а» (первое постановление датируется 26 октября 1941 г., последнее – 1 декабря 1943 г.).

Перед АГКО стояла задача решения широкого круга проблем, из которого можно выделить несколько важнейших направлений. Это вопросы оборонного строительства, значение которого возрастало по мере приближения фронта к границам округа. Показательно, что самое первое постановление, изданное АГКО, напрямую касалось данной задачи – возведения Астраханского оборонительного рубежа. Комитетом Обороны города Астрахани решались важнейшие задачи строительства подъездов к нефтебазам для дальнейшей транспортировки топлива вглубь страны. В подъездных путях нуждались и такие объекты как склады Заготзерно, мельницы. Значительное внимание городского Комитета обороны уделялось созданию паромных переправ (паромных и плотовых) и мостов, в том числе наплавных, через Волгу, имевших целью обеспечить проезд, как автотранспорта, так и железнодорожных составов. Наиболее крупными дорожными строительствами являлись железная дорога Астрахань – Кизляр и железнодорожный мост через Волгу.

В целях решения проблемы энергетического обеспечения промышленности города, под руководством АГКО велось строительство Астраханской государственной районной электрической станции. Отдельным вопросом стояло создание нескольких аэродромов в округе. Также внимание чрезвычайного органа уделялось созданию в Астрахани народного ополчения, истребительных батальонов, мобилизации населения в армейские части и на оборонные работы.

Особой задачей АГКО являлось обеспечение безопасности нефтекараванов, прибывавших по Каспийскому морю, хранения и перекачки топлива. Решения по данному вопросу включали в себя установление строгой системы плавания судов, расчистку фарватера от мин противника, ото льда в осенне-зимний период, охрану пути продвижения судов, защиту нефтебаз средствами ПВО. С возраставшим в годы Великой Отечественной войны значением нефтепродуктов для нужд фронта, была связана задача обеспечения эффективной работы нефтехранилищ Астраханского округа. Для этого в ведение городского Комитета Обороны были включены наиболее важные аспекты функционирования нефтебаз: их ремонт, доставка нефтеемкостей и содержание их в надлежащем состоянии.  Для выполнения задач обеспечения безопасности нефтеперевозок, промышленных объектов и населения округа, АГКО активно контролировал организацию системы местной противовоздушной обороны в округе, организуя взаимодействие Каспийской военной флотилии, Астраханского дивизионного района ПВО и войсковых формирований Действующей армии.

Таким образом, Астраханский городской Комитет Обороны в период своего существования являлся главным координатором материальных и человеческих ресурсов в округе в интересах обеспечения безопасности вверенной ему территории и выполнения важнейших функций и задач в деле общей борьбы Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками.

Источниками для формирования сборника документов «Постановления Астраханского городского Комитета Обороны» послужили фонды Государственного архива современной документации Астраханской области (Ф. 10 – Астраханский городской Комитет Обороны, Ф. 6 – Астраханский окружной комитет ВКП(б), Ф. 325 – Астраханский Обком КПСС гор. Астрахани) и Центра документации новейшей истории Волгоградской области (Ф. 171 – Сталинградский городской Комитет Обороны).

В сборник включены тексты всех постановлений с приложениями, за исключением двух документов, приложения к которым не были обнаружены ни в фондах Государственного архива современной документации Астраханской области, ни в фондах Центра документации новейшей истории Волгоградской области.

СТАЛИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 1939-1943ГГ.

Сталинградская область 1939-1943гг.: Информационно-статистический справочник.

В 2-х томах. 1 том: Территория. Население. Власть. Социальная сфера.

2 том: Промышленность. Сельское хозяйство.  Водный транспорт.

Два тома информационно-статистического справочника посвящены истории Сталинградской области в период 1939-1943 гг. В I томе были даны сведения о территориальном, демографическом и социальном положении как Сталинградской области в целом, так и отдельных ее районов. Также были приведены сведения об органах власти региона в мирное и военное время.

Во II томе содержатся сведения об экономике Сталинградской области. Он включает в себя следующие разделы:

1. Промышленность.

2. Сельское хозяйство.

3. Водный транспорт.

Здесь были использованы материалы из фондов Государственного архива Волгоградской области, Центра документации новейшей истории Волгоградской области, Центрального государственного архива Самарской области и др. Приводимые из разных источников цифры могут отличаться, однако эти отличия не искажают общих представлений о развитии той или иной сферы деятельности или отрасли. Названия населенных пунктов в справочнике даются, в большинстве случаев, в том варианте, который был принят в официальных документах периода Великой Отечественной войны. В географическом указателе приводятся варианты названий отдельных населенных пунктов. Большинство публикуемых данных приводятся впервые.

Помимо статистики, в разделах справочника даются справки, своеобразные вводные статьи, дающие представление об истории появления и развития в регионе той или иной отрасли народного хозяйства, отдельных предприятий, их функционировании в довоенные годы и в период Сталинградской битвы. 

Отличием справочника от ранее выпускавшихся статистических сборников является то, что все основные показатели даются в натуральных величинах, а не в процентах. Также статистический справочник впервые показывает Сталинградскую область накануне и во время самого критического периода Великой Отечественной войны, то есть в период, когда в границах области, вплоть до конца 1943 г., находился важнейший в хозяйственном и культурном отношении Астраханский округ. Это позволило создать более полную картину и точную жизни как всей области периода 1939-1943 гг., так и событий, связанных со Сталинградской битвой.

Здесь составители справочника работали с осознанием того, что история Волгоградской (Сталинградской) области неотделима от истории войны в целом, и Сталинградской битвы – в частности. Многие моменты, отражающие жизнь нашего региона в период 1942-1943 гг. до сих пор недостаточно освещены. Основное внимание в литературе уделено боевым действиям, а вот жизнедеятельность области во время битвы, экономическая, социальная и культурная жизнь ее отдельных районов, городов, поселков и сельских поселений порой оставалась «в тени». 

Охваченный справочником временной промежуток (1939-1943 гг.), на первый взгляд, короткий, однако он характеризуется колоссальными изменениями в истории нашего региона:

– 1939 г. – первая половина 1941 г. – это мирная жизнь;

– с 22 июня 1941 г. – мобилизация, помощь фронту, перестройка промышленности на выпуск военной продукции, эвакуация населения и предприятий из западных регионов СССР в Сталинградскую область, включение в состав области нескольких кантонов ликвидированной АССР Немцев Поволжья и т.д.

– с 17 июля 1942 г. – начало Сталинградской битвы, боевые действия непосредственно на территории области, полная или частичная оккупация ряда районов области, эвакуация населения и материальных ценностей из Сталинградской области, введение осадного положения.

– со 2 февраля 1943 г. – окончание Сталинградской битвы, начало восстановления разрушенного Сталинграда и народного хозяйства на временно оккупированных территориях Сталинградской области, возвращение населения из эвакуации.

– конец 1943 г. – изменение административно-территориального деления Сталинградской области, когда из состава области был выделен Астраханский округ, а в ее состав были включены 2 района ликвидированной Калмыцкой АССР.

Данное издание будет интересным и полезным с практической точки зрения для всех исследователей и краеведов, интересующихся историей Волгоградской (Сталинградской) области и историей Сталинградской битвы.

Восстановление экономики Сталинградской области. (Репарационные поставки). 1945-1947 гг.

Сотрудники Центра по изучению Сталинградской битвы подготовили для публикации сборник документов и материалов «Восстановление экономики Сталинградской области (репарационные поставки). 1945 1947 гг.». Сборник, выходящий под редакцией научного руководителя Центра, доктора экономических наук, профессора М.М. Загорулько, является продолжением серии документов и материалов «Царицын – Сталинград – Волгоград в документах».

Ранее в этой серии вышло уже 9 томов: «Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы. Волгоград: Издатель, 2003; Военнопленные в Сталинграде. 1943—1954. Документы и материалы. Волгоград: Издатель, 2003; Сталинградская группа войск. Документы и материалы. Волгоград: Издатель, 2004; Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI в. — 1917 г.). Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2005; Народный подвиг Сталинграда: добровольческие формирования гражданского населения. 1941—1945 гг. Документы и материалы. Волгоград: Издатель, 2007; Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным предприятиям и учреждениям Сталинградской области. Документы. Волгоград: Панорама, 2008; Царицынский и Камышинский уезды в описаниях краеведов (1727—1928). Волгоград: Издатель, 2010; Городская черта. Царицын — Сталинград — Волгоград (Административно-территориальное деление города в XX веке). Сб. документов и материалов. Волгоград: Издатель, 2010; Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941—1942). Документы и материалы. Т. 9 (1). Волгоград: Издатель. 2010; Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1941—1942). Документы и материалы. Т. 9 (2). Волгоград: Издатель. 2011.

В очередной том этой серии   «Восстановление экономики Сталинградской области (репарационные поставки). 1945 1947 гг.»   вошли 138 документов. Большинство публикуемых документов находятся в фондах Российского государственного архива экономики, Государственного архива Волгоградской области и Центра документации новейшей истории Волгоградской области и публикуется впервые. Часть документов взята из опубликованных источников. Документы сборника сгруппированы в четыре тематических раздела:

I раздел: Вопросы репарационных поставок на международных конференциях глав держав-победительниц.

II раздел: Общие положения, определяющие порядок осуществления репарационных поставок.

III раздел: Поставки репарационного оборудования на предприятия Сталинградской области.

IV раздел: Хранение и использование репарационного оборудования.

Большинство вошедших в сборник документов публикуются полностью. Текст публикуемых документов передан в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, стилистические особенности документов сохранены. В большинстве случаев документам даны авторские заголовки. Собственные заголовки документов сохранены только при публикации приказов, распоряжений и постановлений органов власти и руководств ведомств и предприятий. Сборник снабжен научно-справочным аппаратом: введением с археографическим предисловием, перечнем публикуемых документов, указателем предприятий и организаций, именным указателем, географическим указателем, списком сокращений и оглавлением. Комментарии к тексту документов вынесены в текстуальные примечания.

Сборник будет способствовать исследователям выявить ту роль, которую сыграли репарационные поставки оборудования из Германии и ее сателлитов в восстановлении предприятий Сталинграда и области после завершения Великой Отечественной войны. Немаловажным является и освещение в сборнике вопросов государственной организации репарационных поставок оборудования.

Интересен фактический материал. Например, к ноябрю 1945 г. в рамках репарационных поставок в Сталинград и Сталинградскую область из-за границы было перемещено 31 предприятие. Для их транспортировки было задействовано 1727 вагонов из советской зоны оккупации Германии, 7 вагонов из зоны Кенигсберга, 2459 вагонов из бывшей германской зоны, отходящей к Польше; 165 вагонов из Польши и 484 вагона из Австрии.

Перемещение целых заводов позволяет сделать вывод о том, что при изъятии репараций советское правительство стремилось переместить в СССР весь цикл производства с того или иного иностранного завода. Такой подход ускорял запуск производства на новом месте и снижал риск технологической несовместимости иностранного и советского оборудования.

Репарационное имущество поступало не только на крупные предприятия Сталинграда, такие как СТЗ, «Баррикады» или Судоверфь, но и на другие, менее крупные и значимые предприятия различных отраслей народного хозяйства. Имущество также просто шло в адрес Сталинградского облисполкома для последующего распределения. Кроме технологического оборудования почти во всех случаях вывозилось вспомогательное оборудование, энергетическое хозяйство, коммунальное хозяйство, технологическая документация.

Публикуемые в сборнике документы свидетельствуют, что на крупнейших предприятиях города количество установленного и пущенного в эксплуатацию репарационного оборудования составляло от нескольких десятков до нескольких сотен единиц. Такое количество не могло не оказать положительного влияния на производственные мощности предприятий. Однако, в целом, репарации не сыграли решающей роли в восстановлении промышленности Сталинграда и области.

Исключением являются заводы, задействованные для производства танков и узлов для них (Сталинградский тракторный завод, «Судоверфь», «Баррикады»). Именно поступившее из Германии оборудование позволило этим предприятиям нарастить свои производственные мощности в объемах от 16 до 50 %. На остальных предприятиях репарационные поставки не сыграли значительной роли. Тем не менее, очевидно, что вывезенное оборудование поступило своевременно. Оно поступило именно в самый трудный – начальный – период послевоенного восстановления хозяйства страны, что особенно верно для разрушенного Сталинграда, где репарационные станки смогли хоть в какой-то мере возместить дефицит оборудования, необходимого для выполнения новых, послевоенных планов.