26 ноября 2020 г. в рамках плана проведения круглых столов состоялся виртуальный научный семинар на тему: «Роль Волго-Каспийского водного бассейна в Сталинградской битве».
Доклад-презентацию подготовили к.и.н., доцент ВолГУ Гоманенко О.А. и научные сотрудники Центра по изучению Сталинградской битвы - Головина Е.Л., главный специалист ГКУВО «ЦДНИВО», Николаева Л.В., заведующая отделом по изучению истории родного края ВМУК «ЦСГБ».
С начала войны Волжская водная магистраль обеспечивала перевозки бакинской нефти для нужд промышленности и фронтов. В период Сталинградской битвы Волга стала практически единственной доступной магистралью, способной обслуживать советские войска, сражавшиеся под Сталинградом.
Волга стала объектом самого активного внимания противника. Над водной артерией регулярно совершали вылеты самолеты-разведчики противника, а после начались бомбардировки проходящих по реке судов и минирование фарватера Волги. Это потребовало срочного введения мер по защите волжских судов. 28 июля 1942 г. ГКО принял решение об установке зенитного вооружения на судах, работавших в районе Астрахань – Саратов. Целевым назначением были выделены зенитные пушки, пулеметы и боеприпасы. На судах введена должность помощника капитана по военной части. Назначены боевые расчеты, жизнь которых регламентировалась воинским уставом. На самоходных судах вводилась должность комиссара, отвечавшего за политическую работу.
С началом Сталинградской битвы Волга стала еще и важным транспортным коридором для переброски войск, припасов, эвакуации населения. Все эти задачи обеспечивались работой переправ через Волгу в самом Сталинграде, а также выше и ниже по течению реки.
С выходом противника к правому берегу Волги опасность для судов возникла и с суши – немецко-фашистские захватчики активно обстреливали речные суда из самоходных орудий и пулеметов.
В период подготовки и самого контрнаступления под Сталинградом на Волге была проведена уникальная «Ледовая операция», обеспечившая советские войска топливом в условиях зимы и начала периода ледостава.
Доклад-презентацию о походе БК-73 по маршруту Тольятти-Керчь-Геленджик, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечесвенной войне, подготовил реконструктор и участник экспедиции Дмитрий Анатольевич Коломейченко.
Бронекатер проекта 11-25 образца 1938 года, построенный в 38-м, входил в состав Волжской военной флотилии. Воевал под Сталинградом, Ростовом, Азовом, участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции. Там 11 января 1943 года он затонул. После подрыва на мине во время боевой операции от судна почти ничего не осталось, погибли 12 членов экипажа и 40 десантников.
Останки бронекатера БК-73 были обнаружены во время строительства Крымского моста. Его подняли со дна Керченского пролива. На восстановление бронекатера ушло четыре года.
В настоящее время это единственный в мире рабочий экземпляр военного катера БК-73. Отличить этот катер от погибшего оригинала практически невозможно. Как говорят мастера, идентичность — 98%. На палубе установили макет башни танка Т-28 — такая была во время войны. Также там есть пулемет ДШК и корабельный колокол.
Макет полностью на ходу и добрался до Геленджика из Тольятти своим ходом - около 2,5 тысяч километров. Судно останавливалось в местах боевой славы, посетил и Волгоград. Бронекатер БК-73 повторил поход 77-летней давности. На борту есть экспонаты — вещи красноармейцев: оружие, награды, бинокли. Все это тоже достали со дна в разных точках мира.
Д.А. Коломейченко сообщил, что одежда участников похода пошита в полном соответствии с образцами формы краснофлотцев времен Великой Отечественной войны.
Корабль планируют задействовать в исторических реконструкциях и также он будет служить объектом показа, как часть военной экспозиции Историко-краеведческого музея Геленджика.
С вопросами и дополнениями по данной теме предлагаем обращаться к И.А. Лысенко, Е.Л. Головиной на e-mail: centre-stalingrad@mail.ru.